БПЛА или дроны уже давно получили более широкое применение, чем использование в силовых структурах и специализированно-коммерческих сферах. Теперь их можно увидеть в частных руках.
В сфере развлечения дроны за последние два года стали намного более доступны и получили набор серьезных инструментов - камеры, автопилоты и т.д. Стоимость их стала приемлемой, функционал вырос, управление стало проще.
По всему миру разрабатываются и внедряются правила использования беспилотных летательных аппаратов для регулирования полетов и ликвидации потенциальных опасностей, которые, к сожалению, не редкость. К примеру, неопознанный беспилотник был близок к столкновению с А320 Airbus во время приземления в лондонском Хитроу летом 2014 года.
Страны, в которых требуются разрешение на осуществление полетов на дронах и основные условия.
С начала апреля 2016 года в России будет введена обязательная регистрация БПЛА весом более 250 грамм, включая игрушечные дроны. Их регистрацией будет заниматься Федеральная служба безопасности. Соответствующий указ был принят и подписан 30.12.15. Владельцы беспилотных аппаратов, как приобретенных в России, так и ввезенных на территорию РФ из-за рубежа, будут обязаны зарегистрировать их в контролирующем органе. В руководящее ведомство будет необходимо сообщить информацию о стране-изготовителе дрона, его серийный номер, год изготовления, назначение аппарата, его максимальную взлетную массу, а также тип, количество и мощность его двигателей. Помимо этого, владельцам БПЛА нужно будет сообщить в ФСБ имя владельца (или название организации, которой принадлежит беспилотник), дату и место рождения человека, а также его паспортные и контактные данные.
Подробнее: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191538/
Не смотря на то, что Евросоюз является одним из лидеров по производству и использованию дронов, на текущий момент нет принятых законов, устанавливающих четкие правила полетов.
В конце 2015 года Европейский парламент принял резолюцию, в которой акцентирует внимание Европейской Комиссии не только на безопасность, но и на неприкосновенность частной жизни, затронутой в результате использования беспилотных летательных аппаратов, которые способны собирать и хранить фото или видео изображения. В резолюции также содержится призыв оснащать дроны уникальными чипами, удостоверяющие личность и регистрационные данные пилота. Больше информации: http://ec.europa.eu/smart-regulation/impact/ia_carried_out/docs/ia_2015/swd_2015_0262_en.pdf
Однако, в некоторых странах действуют локальные нормативы, в частности в Ирландии с 21.12.15 все дроны более 1кг должны быть зарегистрированы в IAA ( https://www.iaa.ie/general-aviation/drones). Ирландия заняла активную роль в быстро развивающейся области и является одним из немногих государств-членов ЕС, участвующих в разработке законодательства, регулирующего использование беспилотных летательных аппаратов.
В Италии действует запрет на использование квадрокоптеров (для некоммерческой съемки, легче 25 кг) при большом скоплении людей, в городах, рядом с железнодорожными вокзалами, аэропортами, военными объектами, электростанциями и правительственными учреждениями. Разрешается запуск дронов на открытом, хорошо просматриваемом пространстве в удалении не менее чем 150 метров от городской инфраструктуры при постоянном сохранении визуального контакта с аппаратом. Нельзя приближаться более чем на 50 метров к людям и объектам частной собственности. Съемка запрещена в радиусе 8 км от аэропорта. Для коммерческой съемки необходимо покупать лицензию.
Схожие правила действуют и в других странах Европы.
В Австрии зоны, разрешенные для полетов, делятся на 4 категории. Без лицензии можно летать только на открытых пространствах (на природе) и вблизи сельскохозяйственных угодий (ферм). В Чехии дроны запрещены в городах и в местах скопления людей. Беспилотников массой менее 7 кг здесь разрешено запускать на безопасном расстоянии от людей и строений, аппараты массой от 7 до 20 кг должны летать на расстоянии не менее 150 метров от людей и зданий.
Управление гражданской авиации (CAA) устанавливает правила полетов на дронах, что называется, аэронавигационным порядком.
Условия, при которых беспилотник весом <20 кг. не требует отдельной регистрации и лицензирования:
Британская ассоциация пилотов (BALPA) отстаивает необходимость программирования дронов по автоограничению воздушного пространства для осуществления полетов. Речь идет об установке своего рода гео-блоков. Серия DJI Phantom уже включает в себя гео-блокировку. GPS-трекер содержит координаты тысяч аэропортов по всему миру. Он не позволяет войти в эти районы. Если коптер приближается к границе заблокированной зоны (в радиусе от 2 км. от крупного аэропорта), в автоматическом режиме его высота полета будет ограничена 10 м.
Подробнее: www.caa.co.uk
В Канаде регулирование и контроль полетов на дронах осуществляет Министерство транспорта Канады (
Drone Wars)
Оценить необходимость получения специального разрешения на осуществление полетов поможет простая инфографика.
Вкратце, оно не требуется, если:
Подробнее: www.tc.gc.ca
С 14.12.15 в США все БПЛА подлежат обязательной регистрации.
Согласно новым правилам, те, кто приобрел дроны до 21 декабря, обязан будет зарегистрировать их в базе данных до 19 февраля 2016 года. Остальным владельцам БПЛА нужно будет зарегистрировать беспилотники до их первого полета. Регистрация осуществляется на сайте FAA, стоимость - $5. За отказ от регистрации грозит штраф в размере $27 тысяч.
Регламентирующий закон был принят не так давно, но к настоящему моменту в США зарегистрировалось уже более 300 000 владельцев БПЛА.
Кроме этого, Федеральное управление гражданской авиации (FAA) запрещает полеты беспилотных самолетов, в том числе хобби дронов, выше 122 метров.
Так же, в случае, если дроны будут использованы на расстоянии 5 миль от аэропорта, диспетчеры должны быть уведомлены заранее о его схеме воздушного движения.
Нельзя пользоваться коптерами в Национальном парке Йосемити, чтобы не тревожить птиц и животных (такое правило есть во многих заповедниках мира).
При этом в каждом штате действуют свои правила, разрешающие или запрещающие беспилотники. Дрон не должен весить более 25 кг.
Подробнее: www.faa.gov
В Марокко производить съемку разрешено, но только аппаратом, который был куплен на территории страны.
Южная Африка
В рамках частного применения без необходимости оформления лицензии регулирование предполагает, что:
В коммерческих целях дроны обязательно требуют лицензирования (RPA) и регистрации в Управлении гражданской авиации Южной Африки (SACAA). Приобретение лицензии требует медицинского освидетельствования, знание английского языка, прохождение курсов подготовки к полетам, завершающихся теоретическим экзаменом и тестом по полученным практическим навыками. Лицензия действительна в течение 24 месяцев и может быть выдана лицам, достигшим возраста 18 лет. Обладатель лицензии также должен будет пройти переаттестацию за 90 дней до истечения срока ее действия для продления. Лицензии RPA может быть выдан на три категории: самолет, вертолет или мульти-ротор. В соответствии с новыми законами, RPA-пилоты также будут обязаны поддерживать пилотный журнал с подробным описанием каждого осуществленного рейса.
Подробнее: http://www.caa.co.za/
В Тайланде запуск дронов, оснащенных камерами, запрещен вовсе. Это связано с отсутствием утвержденного регламента использования БПЛА. Однако в настоящий момент Министерство транспорта Таиланда ведет разработку законопроекта, в котором будут зафиксированы инструменты регулирования вопросов неприкосновенности частной жизни.
Владельцы дронов, вес которых превышает 7 кг, вне зависимости от целей должны получить два разрешения: на осуществление съемки и сам полет. Для деловых целей необходимо разрешение независимо от веса самолета. Для полетов на коптерах, весом менее 7 кг и используемых для развлечения и исследования не требуется дополнительных согласований. Тем не менее, разрешение на деятельность потребуется, если беспилотный самолет пролетел на открытом воздухе в узком воздушном коридоре, в опасной зоне, либо в 5 км от военной базы, независимо от рабочей высоты. CAAS ( http://www.caas.gov.sg/caas/en/index.html) также отмечает, что дополнительные разрешения будут необходимы, если комплектующие самого оборудования, радиочастоты и источники питания при эксплуатации дрона, не соответствуют руководящим принципам развития инфокоммуникационных технологий Сингапура (IDA), если полет осуществляется над охраняемыми районами или специальными мероприятиями. Перечень таких областей опубликован на сайте и включает в себя Здание парламента, Верховного суда, и различные правительственные здания, военные лагеря и учреждения.
После ряда инцидентов, связанных с полетами как хобби-дронов, так и БПЛА, используемых в коммерческих целях, мэрия Пномпень выпустила официальный запрет на использование беспилотников в воздушном пространстве с апреля 2015 года. Полеты дронов могут осуществляться только с разрешения Мэрии по заранее согласованной траектории полета. Туристы по-прежнему разрешено использовать БПЛА за пределами города, но настоятельно рекомендуется проявлять осторожность при полете в густонаселенных туристических районах, таких как Ангкор-Ват.
Закон о гражданской авиации ( http://www.caa.gov.vn/) гласит, что Министерство национальной обороны выдает разрешение полета на вьетнамских и иностранных военных самолетах, гражданские рейсы на территории Вьетнама и осуществляемые на БПЛА. Однако в законе не явно обозначено регулирование гражданских полетов На БПЛА.
Работу беспилотных летательных аппаратов на территории страны регулирует Управление гражданской авиации Филиппин (СААР, http://www.caap.gov.ph/). Согласно действующему меморандуму владельцы и операторы беспилотников обязаны зарегистрировать свое оборудование в CAAP, при этом заявитель должен отвечать ряду условий, в частности, иметь сертификат о прохождении учебного курса по работе БПЛА и лётную практику не менее 5 часов. Помимо этого, заявитель обязан предоставить подробное описание своего полета с обозначением целей. Любое нарушение условий меморандума подразумевает выплату серьезных штрафов. Зонами несанкционированных полетов так же являются населенные пункты, аэропорты, военные учебные лагеря, воздушное пространство над дворцом Malaca?ang.
Министерство транспорта Индонезии ограничивает области, в которых гражданские лица могут использовать беспилотные летательные аппараты. Помимо этого, на осуществление полета в воздушном пространстве страны необходимо получить лицензию. План полета, вне зависимости от целей, будь-то частое использование ради развлечения, либо в коммерческих интересах должен быть зарегистрирован в местных органах власти гражданской навигации, кроме того, любые изменения должны быть предоставлены в Министерство транспорта не позднее семи дней до осуществления полета.
Беспилотные летательные аппараты должны соответствовать нормам безопасности пилотируемых летательных аппаратов. Операторы должны получить разрешение от Департамента гражданской авиации перед полетом БПЛА.
Все полеты, осуществляемые в коммерческих целях, должны быть зарегистрированы.
Если дрон весит менее 2-х кг и полеты осуществляются в частных целях (хобби/развлечение), дополнительной регистрации не требуется, но существует список обязательных условиях, требующих соблюдения:
Наглядно в инфографике:
ВНИМАНИЕ!
Информация предоставлена в ознакомительных целях и может потерять свою актуальность на момент ее прочтения.
Рекомендуем использовать официальные источники действующего законодательства.